понедельник, 23 ноября 2015 г.

Деятельность человека и её виды

Деятельность:

  1. Это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
  2. Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.
Структура деятельности:
  1. Субъект- тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, общество в целом, государство)
  2. Объект- то, на что непосредственно деятельность направлена ( другой человек, окружающий мир, природа, природные материалы, сферы жизни людей)
  3. Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (получить пятёрки, купить молоко)
  4. Средства достижения- приемы, способы действий, деньги, приспособления, используемые для осуществления деятельности ( рассказ учителя на уроке)
  5. Действия- составляющие компоненты деятельность 
  6. Результат- соответствие цели и итогов деятельности 
Виды действий:
  1. Целерациональное- поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий
  2. Ценностно-рациональное- индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве и т.д.
  3. Аффективное- бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании
  4. Традиционное- автоматическое, основано на длительной привычке

Виды деятельности

 По способам деятельности

Практическая деятельность:

Определение: направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
  1. материально-производственная деятельность 
  2. социально-преобразовательная деятельность 
Духовная деятельность:

Определение: связана с изменением сознания людей
  1. Познавательная деятельность ( достижение действительности в художественной и научной формах)
  2. Ценностно - ориентировочная деятельность ( определения отношения людей к явлениям окр. мира, формирование их мировоззрения)
  3. Прогностическая деятельность ( планирование или предвидение возможных изменений действительности)  
 По творческой роли деятельности
  1. Репродуктивная деятельность ( направленная на получение известного результата труда)
  2. Продуктивная деятельность ( производство новых  идей, способов достижения цели) 
По характеру человеческой активности
  1. Созидательная деятельность - производство орудий труда, духовных ценностей
  2. Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу и общество
 По способу формирования человека как личности

Игра:

Определение: важен процесс, а не результат. Двойственный характер игры: реальный и условный 
  1. Вид активности, в процессе которой осуществляется познание мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.
  2. В игровой ситуации имитируется действительность.
  3. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.
Учение:

Определение: целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений,навыков, накопленных предыдущим поколениями 
  1. Процесс систематического овладения знаниями, навыками,умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
  2. Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.
Труд:

Определение: направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности
  1. Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего духовные и материальные потребности людей.
  2. Характерно изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира.
Общение:
Определение: процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений
  1. Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией,взаимовлиянии,взаимопереживании; взаимопонимании.
  2. Понятие общение и коммуникация не равны
Виды общения:

В зависимости от контингента участников
  1. Межличностное
  2. Личностно - групповое
  3. Межгрупповое
В зависимости от наличия промежуточных звеньев
  1. Непосредственное
  2. Опосредованное
В зависимости от продолжительности контакта
  1. Кратковременное
  2. Длительное
В зависимости от законченности
  1. Законченное
  2. Незаконченное