суббота, 12 декабря 2015 г.

Проблема познаваемости мира

Структура познавательной деятельности

Цель: получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связках с другими предметами.
Средства: Наблюдения, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в науках и в ненаучном познании.
Результат: Получение достоверного знания об изучаемом предмете.

Структура процесса познания

Познание - способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
  1. Субъект познания- активно действующий индивид, соц. группа или общество в целом, наделённые сознанием
  2. Объект познания- то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым и неодушевленным; материальным, идеальным 
  3. Средства познания- приспособления, используемые для получения знания 
  4. Результат познания- знание- продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов,знаков
Скептицизм- позиция сомнения в возможности истинного познания мира
Агностицизм- философская позиция, отрицающая познаваемость окружающей реальности
Эмпирики- единственным источником познания являются чувства
Рационалисты- чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают, а потому их надо проверять разумом, логикой => принадлежит мышлению

Формы чувственного познания 

Ощущение - отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета
Восприятие- комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета 
Представление- образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств

Формы рационального познания

Понятие- форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Т.е. понятие дает возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов
Суждение-  форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах
Умозаключение- форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого