воскресенье, 10 января 2016 г.

Научное познание

Научное познание - познание, имеющее целью открытия объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.


Основные характеристики: Существенность, объективность, строгая доказательность, систематичность, целенаправленное использование средств получения знания, практичность.

Основные формы научного познания:
  1. Научный факт (Проверяемое опытом)
  2. Научная проблема ( Проблема=спорный вопрос, затруднение,которое можно преодолеть с помощью опытов)
  3. Научная идея ( Идея-интуитивное)
  4. Гипотеза (Допущение,которое точно не доказано)
  5. Закон 
  6. Теория (Дает целостное представление)
Методы современного научного познания 

 
  • Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
  • Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
  • Сравнение- метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. 
  • Анализ - это  разложение целого на его составные, более простые элементарные части. 
  • Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления.
  • Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. 
  • Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
  • Аналогия - метод, основанный на подобии, сходстве каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. 
  • Классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков 
  • Абстрагирование-мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.
  • Идеализация-мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.
  • Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.)
  • Мысленный эксперимент - методы теоретического исследования объекта, в своей совокупности, образующих идеализированную модель, состоящую из мысленных схем и их взаимодействия. В ходе такого эксперимента объекты мысленно ставятся в различные ситуации и в ходе этого можно установить такие законы, которые нельзя получить экспериментально. 
  • Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. 
  • Аксиоматический - научная теория строится в виде аксиом и правил вывода
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Вместо аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза - знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. 
  • Исторический методоснованы на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю.
  • Системный подход рассмотрение объектов как систем.